Непедагогические методы: Как защитить своего ребенка от неприемлемого отношения в школе © WOMO

Непедагогические методы: Как защитить своего ребенка от неприемлемого отношения в школе © WOMO

источник: http://womo.ua/kas-zashchitit-svoego-rebenka-ot-nepriemlemogo-otnosheniya-v-shkole/

Вы помните времена, когда учителя заставляли старшеклассниц смывать макияж, запрещали красить ногти, ругали за неправильно надетую форму? Так вот, они продолжаются. На днях в одной из конотопских школ завуч отрезала клок волосу у ученицы Дианы Московских, таким образом наказав ее за неопрятную прическу. «Вона сказала: от зараз би сюди ножиці! І тут на другій парті сидів мій однокласник і каже: в мене є! Ну, він, може, думав, що вона пожартувала», — рассказала девочка в интервью ТСН. После инцидента завуч извинилась перед школьницей, и та ее простила. «Мої однокласники вважають, що якби з ними це сталося, то їхні б батьки добилися, щоб її звільнили», — поделилась Диана, которую воспитывает одна бабушка. Реакция на школьный конфликт не заставила себя ждать и уже на следующий день после инцидента учительницу уволили. Сейчас педагогический коллектив выступает в защиту своей коллеги, считая такое наказание для нее слишком жестоким. Психолог Мария Фабричева и юрист Ольга Просянюк комментируют ситуацию и рассказывают о методах экспресс-помощи ребенку в подобных случаях.

Мария Фабричева, психолог, семейный консультант-медиатор

Сторона 1. Учитель

Буду достаточно жесткой, но при всем уважении к педагогу, она — взрослый человек, она — учитель и должна понимать, что влияет на жизненные сценарии детей, а значит, должна заниматься профилактикой своей эмоциональной сферы. Практиковать эмоциональную саморегуляцию можно дома хотя бы раз в неделю — педагог может «выкрикиваться», «выписываться», делать расслабляющую гимнастику для себя, обращаться за помощью к социальным службам, психологам, следить за своим психологическим состоянием, эндокринной системой — ведь все это влияет на жизни и психику учеников. Мы не можем знать, что точно предшествовало инциденту, но абсолютно очевидно, что у педагога были накоплены негативные чувства и в один момент, как вспышка, вылились в такую драму. Считаю, что учителям из подобных ситуаций нужно делать выводы и заниматься собой, не допускать эмоционального выгорания и перегрузки.

Сторона 2. Школьница

Что касается девочки, важно понимать, что подростки крайне уязвимы. С одной стороны, подросток — достаточной взрослый и стремится к самостоятельности, с другой, он все же еще маленький и нуждается в поддержке. И вот представьте, что стоит у доски девочка, уязвимая и еще незрелая личность (ответ у доски, особенно в наших школах, — это уже сам по себе стресс), как вдруг над ней совершают насилие. А я настаиваю, что данный поступок учителя — это было насилие, потому что подойти к человеку и не дать ему права на оправдание, не дать ему права сказать «стоп» и отрезать часть волос — это акт насилия. Когда мы без спроса трогаем человека, когда мы без спроса лезем в душу, — это все насилие. И, конечно же, это колоссальный стресс, а для девочки двойной — это называется «психологический тупик», когда человек замирает на доли секунды и ему кажется, что выхода нет. Потом ситуация развивается, но на психологическом уровне эта часть нас так и остается «застрявшей», и попав в похожие условия, мы снова и снова проживаем такой стресс.

Что важно в этой ситуации:

1. Ребенку в этой ситуации важно разъяснить, что не всегда с нами ведут себя не тактично по нашей вине, иногда это происходит по причинам, от нас не зависящим, — то есть это ответственность другого человека. Незаплетенные волосы — это вообще ни о чем. И говорить: «А вот заплела бы, ничего бы и не случилось», — это значит поддерживать насилие. Ребенку нужно объяснить, что он имеет право останавливать насилие, говорить «нет», «стоп», «вы не имеет права так со мной себя вести», «извинитесь передо мной за то, что так себя повели», даже если перед ним человек гораздо старше. Нужно уходить от ложных убеждений, что взрослому нельзя слова поперек сказать. Если взрослый применяет насилие по отношению к ребенку, то он априори неправ.

2. Девочка проявила великодушие, простив преподавателя, но внутри у нее остались непрожитые чувства. И если мы говорим о психологической помощи подростку, важно разрешить ему в защищенной атмосфере выразить свой гнев. То есть ребенок приходит домой, рассказывает родителю эту историю. Подумайте, что бы вы чувствовали на месте ребенка? Стыд, страх, гнев, обиду, печаль… И эти чувства нужно помочь ребенку выразить и прожить. Пусть он или она потопает ногами, покричит, поплачет — нужно разделить с ребенком эти чувства и дать ему поддержку. Детям очень важно знать в этот момент, что родитель его принимает любым.

3. Дальше нужно спокойно разобрать ситуацию: что случилось, как это произошло — таким образом ребенок получает поддержку от родителей, готовых его всегда защитить. Он должен знать, что родители на его стороне. К сожалению, у многих наших родителей есть неведомый страх перед учителями и благоговение, мол, учитель всегда прав — это все пережитки советской школы, это ложное убеждение. Педагог такой же человек, как и все. И в этом контексте имеет смысл прийти поговорить с учителем, прояснить ситуацию и настоятельно попросить, порекомендовать, потребовать, чтобы больше он не смел проводить подобные акты по отношению к ребенку.

Сторона 3. Ученик

Роль мальчика, который дал ножницы, тоже очень важна. Ребенка просят дать ножницы, он их дает, и ними отрезают волосы его однокласснице. Можно предположить, что если не проговорить этот момент с мальчиком, то в нем глубоко укоренится чувство вины. А чувство вины всегда находит сценарий наказания во взрослой жизни. И такие мальчики потом находят тех, кто их будет наказывать, будут слишком угождать, считая, что когда-то совершили нечто ужасное. Поэтому с ребенком, невольно ставшим союзником в таком акте насилия, тоже нужно проговорить эмоции, разделить свои чувства и научить его как минимум говорить «нет», а еще лучше задавать вопрос «зачем?». Потому что мы имеем право прояснять то, что нам непонятно, если у нас что-то просят и даже если нам всего 12 лет, например. И я акцентирую, что это не про хамство, это про здоровые взаимоотношения, которые подразумевают уважение к личности. А если мы не учимся этому в детстве и получаем послание мира, что нас можно обижать и не уважать, то мы очень тяжело и долго добираем это все во взрослой жизни.

Действительно ли увольнение — это настолько радикальный метод в такой ситуации, разбирается Ольга Просянюк, управляющий партнер Адвокатского объединения «AVER LEX».

В Законе Украины «Об общем среднем образовании» предусмотрено, что педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, а физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях системы общего среднего образования (ст. 24).

В ЗУ «Об образовании» указано, что педагог должен соблюдать нормы педагогической этики, морали, уважать достоинства ребенка, ученика, студента (ст. 56). Такая же норма предусмотрена и в Типичных правилах внутреннего трудового распорядка для работников учебно-воспитательных заведениях Министерства образования Украины, утвержденных Приказом Министерства Образования Украины №455 от 20.12.93 г.

Ученики имеют гарантированное право на защиту от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия, от действий педагогических, других работников, нарушающих права или унижающих их честь и достоинство (ст. 51 ЗУ «Об образовании»).

За нарушение трудовой дисциплины педагогическими сотрудниками Типичными правилами внутреннего распорядка предусмотрены два вида наказания – выговор или увольнение. При чем увольнение возможно только при наличии двух выговоров в течении года. Никакого другого вида ответственности за нарушение трудовой дисциплины для сотрудников учебных заведений законодательством Украины не предусмотрено.

Указанные действия завуча полностью подпадают под вышеуказанные статьи, поскольку явно нарушают права ученицы, а также унижают ее честь и достоинство.

Что же в таких ситуациях следует делать ученикам и их родителям?

Во-первых, нужно написать жалобу на преподавателя на имя директора учебного заведения, с описанием ситуации которая сложилась.

Во-вторых, если жалоба на имя директора не возымела никакого эффекта, нужно обращаться с жалобой и на преподавателя, и на директора уже в районное управление министерства образования с целью проведения проверки и в дальнейшем применения к ним санкций, предусмотренных действующим законодательством Украины.

источник: http://womo.ua/kas-zashchitit-svoego-rebenka-ot-nepriemlemogo-otnosheniya-v-shkole/

Comments for this post are closed.
" data-path="https://fabricheva.com.ua/wp-content/themes/mentalpress/share42/">

ПЛАН Б: забота о себе в стрессовой ситуации

"как я могу о себе позаботиться в случае если, ощущаю приступ паники , деструктивного поведения или проживаю стресс..."

про Самоцінність / психолог Марія Фабрічева ©playlist XII

27 відео-уроків про те, як вибудувати відносини з собою, зрозуміти свої цінності, потреби, як перестати знецінювати себе та інших, навчитися …

Марія Фабрічева: "Багато історій крутих жінок починаються зі слів «від мене пішов чоловік» / 40 нові 20

У #40нові20 - психотерапевтка Марія Фабричева: говоримо про зраду, про контракти для людей у стосунках, і про життя після зради.