Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Вот и пролетело теплое лето. Позади остались морской бриз, бабушкина деревня, походы в горах и беззаботное времяпрепровождение.

Не успели оглянуться, как пролетела в суете пред-школьных закупок, последняя неделя августа. Портфель собран. Первое сентября – звонок. Здравствуй, школа!

Конечно, в идеально варианте, хорошо было бы заранее входить в школьный режим. Например, за три недели (21 день) начать процесс подготовки и адаптации к школьному режиму дня, принимая в учет то, что скоро начнутся ранние подъемы и увеличится физическая и психоэмоциональная нагрузка у вашего ребенка.

К сожалению, не всегда получается идеально, и процесс адаптации выпадает уже на то время, когда ребенок переступил порог школы.

Однако, наиболее важным, на мой взгляд, моментом, способствующим адаптации, является даже не формирование четкого расписания дня, а умение вести открытый диалог с ребенком на тему, его ожиданий и фантазий, страхов и опасений, связанных со школой, как токовой, поступлением в первый класс или переходом в новый.

Помните о том, что любое ваше родительское слово, может стать важным посланием, на основе которого ребенок принимает свои решения о себе, о других, о мире.

Старайтесь не напускать страхов и не настраивать ребенка на то, что он должен быть самым лучшим и совершенным, без права на ошибку. В диалоге важно делать акцент на том, что вы, как родители, поддержите его во всем, подскажете и всегда будете готовы не только выдержать, а и подсказать варианты выхода из непростых ситуаций.

Начальные классы — это период выстраивания взаимоотношений и доверия между родителями и ребенком.

Время летит быстро, и, не успеешь оглянуться, как начнется подростковый период – время пересмотра авторитетов и жесткой аппозиции к родителям. И именно от того, как и какими вы выстроили отношения с ребенком младшего школьного возраста, зависит то, под каким девизом войдете в пубертат.

Но, давайте вернемся к начальной школе и вначале выделим два важных момента.

«Первый раз в первый класс» — важный и волнительный этап жизни каждого ребенка.

Маленький человек только привык к детскому саду, успел занять свое место в кругу сверстников, привыкнуть к воспитательнице, как вдруг, качели жизни стремительно летят вниз и ему сообщают, что он идет в новое место, где будет новая учительница, да еще и новые! друзья.

А он не хочет новых – он хочет все как было. Он действительно переживает и не понимает почему не все друзья из садика, включая нянечку и воспитательницу идут вместе с ним в первый класс.

И это важно уважать. Объяснять, отвечать на вопросы, учитывать особенности характера вашего ребенка, и настроить малыша на то, что все будет хорошо. Что он встретит новых, интересных людей, узнает много нового и полезного, и что вы верите в то, что у него все получится. А если вдруг что-то пойдет не так, вы будете рядом и поддержите его.

Подобным образом следует выстраивать психологическую подготовку к школе и тех деток, которые не посещали детский сад. Возможно добавив лишь то, что ребенок идет в школу не навсегда и это не наказание или отлучение от семьи – а увлекательное путешествие в мир знаний, новый, важный этап в его жизни.

Вы можете вспомнить свои интересные истории о первом классе, приключениях, доброй учительнице, начале крепкой дружбы, или же, если ничего не всплывает в памяти, придумайте сказку про первый класс. Пусть герой вашей истории пройдет через испытания, преодолеет страх и неуверенность и выйдет победителем, встретив новых, надежных друзей.

 Второй, непростой момент, с которым может столкнуться маленький школьник обычно связан с переездом и переходом в другую школу.

В таком случае важно не делать сюрпризов, а заранее подготовить ребенка к тому, что так может быть. Объяснить ему с чем связан переезд и почему вы не сможете водить его в старую школу. Попробуйте узнать больше о новом классе. Быть может организуйте маленький праздник для новых друзей.

Будьте внимательны к тому, что рассказывает ребенок. Узнавайте о том, как у него прошел день в школе. Не игнорируйте жалобы, страхи и нежелание идти в школу. Возможно у ребенка не складываются отношения со сверстниками или учителями и этот момент требует дополнительного включения от вас, как родителя. Важно прояснить все детали понять, почему происходят конфликты и выбрать максимально эффективное решение для выхода из сложной ситуации.

И еще несколько правил, которые, я верю, помогут не просто адаптироваться вашему ребенку в школе, после летних каникул, а станут залогом его развития, как здоровой личности

 1.    Давайте ребенку право на свои решения

Это значит, что ребенок может принимать решение в той или иной ситуации. Он может думать самостоятельно и делать выбор. Вы, как родитель можете лишь предложить варианты, обсудить и совместно выбрать наилучший способ решения.  Конечно речь не идет о деструктивных и небезопасных для жизни ребенка решения. Здесь больше про научение ребенка нахождению выхода из различных ситуаций, и о том, чтобы быть мудрым родителем.

 2.    Давайте ребенку право на свое мнение

Вам кажется, что эта учительница добрая, мудрая и хорошая, а ребенок уверяет обратное. Прислушайтесь, быть может в словах вашего малыша есть истина. К сожалению, так бывает, что и мудрый, добрый, педагог вышей категории, не всегда находит общий язык с новичком. Узнайте больше о ситуации. Подумайте, что может быть причиной конфликта и каким образом можно выйти из него. Поддержите своего ребенка и не обесценивайте его по принципу «учитель всегда прав».

Тоже и относится к взаимоотношениям со сверстниками. Иногда, самый лучший ребёнок, по мнению взрослых, может оказаться маленьким дьяволенком по отношению со сверстниками. 

Учитесь доверять своему ребенку, учите его делать выводы, и принимать решения, которые станут основой для здорово будущего.

 3.    Давайте ребенку право на свои чувства

Не отмахивайтесь от фантазий ребенка, не говорите, что его страхи – это ерунда, или что в этой ситуации не о чем печалится. Возможно для вас, как взрослого опытного человека, все это действительно ерунда, а для маленького человека – это новый опыт, знакомство с жизнью и очень важный этап развития.

Порой для того, чтобы ребёнок почувствовал себя важным и значимым нужно всего десять минут вашего внимания и поддержки. Помните, не важно сколько времени вы проводите с ребёнком, важно как.

 4.    Давайте ребенку право на ошибку и время на ее исправление.

Это значит, что каждый человек, даже очень маленький, имеет право объяснить, что случилось и почему (по какой причине) ошибка была допущена. Он имеет право быть выслушанным и при этом не отвергнутым, как абсолютное зло. Ребенок должен знать, что вы его любите, любым, и что расстраивает вас в данный момент не факт его существования, а факт его поведения или бездействия в данной, конкретной ситуации.

Давайте ребенку право нести ответственность за свои действия и решения. Ребенок может предлагать свои варианты выхода и пути исправления ошибок. А вы, как родитель, можете проявлять мудрость и корректировать, по мере своего опыта.

Я верю в то, что период адаптации вашего младшего школьника пройдет мягко, а начальная школа и оставит в памяти лишь светлые, добрые воспоминания.

 Что же касается всего вышесказанного, то эти нехитрые правила, можно отнести не только к адаптационному периоду в младших классах, а и вообще, к периоду школьных лет.

 Помните, что школьные годы – это не только процесс получения новых знаний, а и социальная адаптация ребенка, развитие коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими, как со сверстниками, так и взрослыми, становления его как личности.

А в период младшего школьного возраста завершается процесс формирования жизненного сценария человека – это значит, что ребенок подтверждает или опровергает свои ранние решения, о себе, о других и о мире в целом, а также укрепляет свою жизненную позицию. И, хорошо, если с вашей помощью, ребенок сформирует сценарий победителя.

  Мира вашему дому.

© психолог Мария Фабричева (www.fabricheva.com.ua)