РЕБЕНКА ДРАЗНЯТ СВЕРСТНИКИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Вопрос о взаимоотношениях со сверстниками и принятии ребенка в коллектив детского сада, школы, кружка – все еще актуален и включает много мифов и родительских опасений.

 Действительно, разница между «ребенок дома» и «ребенок в социуме» часто бывает значительной. Так, тихий спокойный малыш, может оказаться довольно активным лидером в классе, вести за собой или же быть «серым кардиналом», от которого зависят и настроение в детском коллективе и идеи, которыми этот коллектив наполняется.

Симпатичная, скромная домашняя девочка, может прослыть хулиганкой и забиякой, отстаивающей свои границы и жестко указывая сверстникам на их место.

 А активный, веселый ребенок, проявляющий дома интерес ко всему новому, свободно и открыто общающийся на кухне с друзьями родителей и умиляющий бабушку своими уместными шутками и попадающими комментариями, вдруг окажется изгоем в классе, тихо сидящим на задней парте и страдающим от того, что его не принимает коллектив.

 Причин подобным метаморфозам множество. Тут можно говорить и про особенности характера, специфику внешности, жестокость других детей, когда они рады стараться дразнить да указывать на недостатки.

Но, опыт показывает, что на первом месте стоит выделить жизненную позицию вашего ребенка. То есть, его личное отношение к себе, другим и миру в целом. Его потребность в общении с другими и принятие себя, своей внешности, своих способностей и уровня его самооценки.

 Так, например, ребенок может чувствовать себя в порядке дома, в знакомых стенах в окружении близких ему людей. Рядом с теми, кто принимает его любым и не акцентируется на каких-либо недостатках.

Или же, малыш чувствует себя в порядке, когда прибегает к определённым действиям, вызывающим позитивную реакцию у родителей и близкого окружения. Но увы, вне дома эти стратегии не всегда работают, даже чаще не работают и период адаптации и выбора верной линии поведения и коммуникаций со сверстниками (в садике, школе, во дворе) бывает для ребенка крайне непростым.

 Что же делать для того, чтобы ребенку было проще адаптироваться и наладить отношения с коллективом

 Первое, и важное – это не игнорировать проблему. Не делать вид, что все как-то само собой разрешиться. Если вы видите, что с вашим ребенком что-то происходит, если он отказывается ходить в сад или школу, гулять во дворе – это веских повод поговорить с ним. Поговорить для того, чтобы понять и найти выход из ситуации.

Так же не стоит игнорировать, если информация о сложностях в общении приходит со стороны педагогов и воспитателей – не отмахивайтесь и не полагайтесь на счастливый случай. Может учителю и показалось, может и преувеличил он что-то, но разобраться и прояснить вопрос с ребенком стоит.

 Не обесценивайте вашего ребенка. Это значит, что фразы типа: «ты что не можешь с этим сам справиться?», «что тут сложного?», «в чем проблема, я не понимаю?», «не морочь мне голову этими пустяками!», и, так далее, просто не должны звучать в вашем диалоге.

Для вас это может быть и пустяковая проблема, а для ребенка это сложный период, в котором он наиболее всего нуждается в вашей поддержке.  Или, если вы чувствуете, что вам хочется отмахнуться от этого, загляните внутрь себя и попробуйте честно ответить на вопрос почему вы не хотите решать этот вопрос?  - Нет времени? Сложно? Не видите правильного решения? Или вспомнили свою личную историю и это доставляет вам неприятные ощущения?

Быть может сейчас настало самое время для того, чтобы совместно, поддерживая друг друга научиться выходить из подобных, неприятных ситуаций и приобрести новый позитивный опыт.

 Не сравнивайте детей. Все дети и их поведенческие стратегии разные. И да, соседский мальчик Коля умеет дать отпор тому, кто его дразнит, а Камилла, что живет этажом выше, не обращает внимание на выходки соседа по парте. А ваш ребенок другой. И это не плохо не хорошо, просто ваш ребенок еще на этапе определения своих стратегий. Ваша родительская задача поделиться с ним опытом и вариантами для выхода из сложных ситуаций. Помните, что любые стратегии строятся не только по шаблону «как надо», а должны включать в себя и индивидуальные особенности ребенка, учитывать его характер, внешность, темперамент и скорость реагирования.

 Не лишайте ребенка права голоса. Это значит, что подобные проблемы вы решаете сообща. Выслушиваете версию происходящего и от вашего ребенка, и от другой стороны. При этом даже если окажется, что ваш ребенок сам спровоцировал негативное поведения в свой адрес (что-то сделал или не сделал, не сдержал слова, обозвал первый и т.п., и т.д.) это не значит, что он лишается права исправить данную ошибку.

Ребенок всегда при любых обстоятельствах имеет право на то, чтобы объяснить свои действия, сделать выводы и исправить ситуацию. Со стороны родителей важны послания, которые дают ребенку точное понимание того, что дома его поддержат, направят и любят, ни смотря ни на какие детские притирки и ошибочные стратегии поведения.

 Дорогие родители, будьте внимательны к тому, что рассказывают и о чем говорят ваши дети. Интересуйтесь их делами в школе и во дворе, прислушивайтесь и замечайте перемены в их настроении и поведении. Не игнорируйте жалобы, страхи и нежелание идти в школу, садик или во двор.

Важно прояснить все детали понять, почему происходят конфликты и выбрать максимально эффективное решение для выхода из сложной ситуации.

И тогда, я верю, у вашего ребенка будет намного меньше вопросов с выстраиваниями взаимоотношений как с близким, так и дальним социальным кругом.

 © психолог Мария Фабричева

читайте блог Марии Фабричевой на портале Мамина Карта

http://maminakarta.com.ua/blogs/post/rebenka-draznyat-sverstniki