Обесценивание себя и других: как способ ухода от решения проблем

Обесценивание себя и других: как способ ухода от решения проблем

Обесценивание себя и других: как способ ухода от решения проблем

отзыв о мастер-классе психолога Марии Фабричевой «Обесценивание, привычный заряд, который тянет вниз«© / источник: 


Обесценивание – механизм психологической защиты, который мы используем, чтобы избежать ответственности путем пассивного поведения. Это уход от решения проблем, болезненных эмоций. Обесценить можно всё: людей – себя и других; способности, чувства и достижения – свои и чужие, события и действия. Мы снижаем или же вовсе отрицаем значимость того, что на самом деле для нас важно.  

Почему так происходит? Мы разбирались на мастер-классе практикующего психолога Марии Фабричевой «Обесценивание: привычный заряд, тянущий вниз».


Обесценивание рассматривается со стороны трансактного анализа (Эрика Берна) – Школы переродительствования (пассивности) Шиффов.

Американские психотерапевты Аарон и Джэки Шифф создали центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссозданием Родителя, или перевоспитанием. Шиффы считали — если ребенок в детстве получает довольно большую порцию обесценивания, то чтобы «уйти» от происходящего, может сойти с ума. В качестве подтверждении своей теории Шиффы провели эксперимент: усыновили 17 взрослых (от 18 до 36 лет) с устойчивым диагнозом «шизофрения» и в течение 3 лет их перевоспитывали. В итоге, со всех семнадцати человек был снят диагноз «шизофреники», а семеро из них стали трансактными аналитиками.


Все мы родом из детства. И хотя каждый сам выбирает свой жизненный путь, его соавторами изначально являются родители и социум.

Ребенок безусловно верит во все, что говорят ему его воспитатели. Если родитель говорит: «ты дурак» — ребенок верит. Если его постоянно сравнивают с другими — начинает смотреть в сторону других, а не на то, что умеет делать сам.

Правда ли вам говорили, что:

  • «смотри на меня, я с тобой разговариваю»;
  • «мама должна знать все»;
  • «в конце концов дворником станешь»;
  • «бери пример с …»

Родители – тоже люди со своими ранами и травмами. Их самих так растили: указывали на недостатки, ставили им в пример других, требовали быть лучше, сильнее, умнее… В итоге родительские предписания переадресовываются из поколения в поколение — ребенок уносит эту модель, как единственную, где он умеет существовать, во взрослую жизнь.

Любое обесценивание, которое родитель посылает ребенку, приводит к тому, что выросший ребенок стремится избежать ответственности и не способен самостоятельно принимать решения.

«Часто мы путаем наше внутреннее состояние Взрослого и Родителя, и в отношении других действуем из состояния Родителя: когда мы за кого-то принимаем решения, сверх опекаем – тут уже есть нотка обесценивания, что человек не справится, не может сам думать и делать, не может принимать собственные решения. Мы редко задаем вопросы: «Как ты считаешь?», «Чего бы тебе хотелось?» «Почему твое мнение отличается?». Также часто мы не замечаем, как внутри нас вместо Взрослого включается взбалмошный Ребенок, который  «топает ногами», говорит «не хочу», «не могу», «не знаю», «не буду», «купи», «дай», «уйди», «не мешай», — говорит Мария Фабричева.


Обесценивания бывает:

  • Безусловное негативное (направлено на личность) – удар по личности негативной оценкой, оскорблением: «да кто ты такой?», «ты ничего не стоишь», «болван» и т.п.;
  • Условное негативное (обесценивание действия): «с твоими способностями этого не сделать», «не суйся» и т.п.; 
  • Безусловное позитивное (направлено на личность) — приуменьшение личных способностей другого человека в мягкой форме: «ты такой глупенький», «дурочка моя» и т.п.;
  • Условно позитивное (обесценивание действия в позитивной форме): «ты справился, надо же!» и т.п.

Виды пассивного поведения

  • «Ничегонеделание» — полное бездействие, человек вообще не тратит свои ресурсы на решение проблемы, вся энергия идет на притормаживание ответной реакции;
  • Игнорирование – человек не признает проблемы; процесс игнорирования может быть скрыт от партнера, однако специфические слова, жесты, мимика, а также действия могут свидетельствовать об игнорировании;
  • Сверхадаптация – человек в своем поведении подстраивается под других, он не определяет свои цели при разрешении проблем, а старается достичь того, что считает целями окружения, реализовать ожидания других;
  • Ажитация (возбуждение) – беспорядочная деятельность, не приводящая к решению проблемы; состояние ажитации часто предшествует агрессии — в возбужденном состоянии человек накапливает энергию, которую затем вкладывает в деструктивные действия.
  • Агрессия — человек направляет усилия не на решение проблемы, а на деструктивные действия по отношению к себе или другим с целью заставить их решить вместо него проблему.

«Матрица обесценивания»

К типам обесценивания относятся обесценивание стимула, проблемы или возможности выбора.

Уровни обесценивания включают уровень наличия (стимула, проблемы, выбора); уровень значимости (стимула, проблемы, выбора); уровень возможности изменения (изменение стимула, решение проблемы, возможности выбора); и уровень личных способностей (изменить стимул, решить проблему, выбирать).

Считается, что обесценивание по типу и уровню происходит во взаимном сочетании.

Если вы обесцениваете наличие стимула (игнорируете его, как, например, очень полный человек лишний вес), то, значит, вы обесцениваете и наличие проблемы, возможность действовать как-то иначе (заняться спортом, сесть на диету, например), и уж тем более личные способности изменить стимул. Или можно признавать наличие стимула (сложно передвигаться, проблемы со здоровьем), но обесценивать его значимость и наличие проблемы («такая генетика — в моем роду все полные», «в моем возрасте лишний вес — это нормально» и т.п.).

Уровни обесценивания

Наличия: иногда человек просто не осознает то, что с ним происходит. Если мы не осознаем сам факт наличия проблемы, то другие уровни – вне сферы нашего внимания.

Значимости: на этом уровне человек осознает, что у него есть проблема. Но не считает ее достойной внимания, мол, есть дела поважнее.

Возможности изменения:человек осознает значимость проблемы, не ищет варианты решения, так как считает, что ничего не может изменить.

Личных возможностей:вокруг нас миллион возможностей, но некоторые люди, видя эти возможности, убеждены, что их недостойны. В итоге проблема не решается, цели не достигаются.

Часто мы даже не замечаем как обесцениваем собственные чувства, достижения и желания. Но это портит нам жизнь и мешает решать проблемы. А значит, мы получаем меньше, чем могли бы. Попробуйте отслеживать свое поведение и свои внутренние диалоги, чтобы избавиться от обесценивания себя и других. Если замечаете  обесценивание в свой адрес со стороны близких вам людей – анализируйте, что за этим стоит. Это может быть неосознанный, панический, страх эмоций и огромная потребность в любви. А еще попробуйте объяснить свои чувства и реакции на обесценивание – что вам неприятно, обидно, больно, и попросите больше так не делать.

 

ЧИТАЙТЕ: ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА: ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ?

 

 

 

Comments for this post are closed.
" data-path="https://fabricheva.com.ua/wp-content/themes/mentalpress/share42/">

ПЛАН Б: забота о себе в стрессовой ситуации

"как я могу о себе позаботиться в случае если, ощущаю приступ паники , деструктивного поведения или проживаю стресс..."

про Самоцінність / психолог Марія Фабрічева ©playlist XII

27 відео-уроків про те, як вибудувати відносини з собою, зрозуміти свої цінності, потреби, як перестати знецінювати себе та інших, навчитися …

Марія Фабрічева: "Багато історій крутих жінок починаються зі слів «від мене пішов чоловік» / 40 нові 20

У #40нові20 - психотерапевтка Марія Фабричева: говоримо про зраду, про контракти для людей у стосунках, і про життя після зради.