Культуральный сценарий и возможности для его изменения©

Культуральный сценарий и возможности для его изменения©

Привет, меня зовут Мария Фабричева.

Я — психотерапевт; консультант-медиатор, тренер. И я придумала концепцию проекта Философия «Любимые грабли»
Зачем? — для того, чтобы показать, что все в наших руках и только ты решаешь, куда тебя приведет узор жизненного сценария…в твоих руках перо и чернило. И это не фантазии — это реальная Жизнь!

_______________________

 

СПРАВКА

13 психологических запретов из детства

Запрет – психологическое состояние, которое мы получаем от семьи и социума. Это не значит, что родители напрямую говорят своему ребёнку: «Не живи», «Не будь собой», «Ничего не делай» и т.п.  Передача происходит на эмоциональном или невербальном уровнях, через одёргивание, посредством непрямых посланий в духе: «Откуда ты взялся на мою голову?», «Что ты ведёшь себя, как маленький!» и т.д. Для каждого запрета есть определённая мимика, интонация, которые закладывают базис, сценарный протокол, который воплощается во взрослой жизни. Конечно, подавляющее большинство родителей не делают это специально. Чаще всего запреты передаются из поколения в поколение неосознанно. Целые семьи десятилетиями живут под гнетом одних и тех же установок.

Если человек в ходе своей дальнейшей жизни сталкивается с обстоятельствами, в которых подтверждаются его ранние послания, то у него окончательно формируется набор определённых запретов. Как правило, они не осознаются. Человек просто живёт по определённому шаблону и по какой-то причине не может делать некоторые вещи. Попадая в похожие ситуации, он не может из них выйти, потому что находится под влиянием этих запретов, снова и снова наступая на «грабли» старых ошибок. Согласно исследованию психотерапевтов Боба и Мэри Гулдинг существует 12 запретительных тем, которые лежат в основе ранних отрицательных решений у разных людей и вновь обнаруживаются в течение жизни. Ниже приведен их список с дополнительным 13-м запретом, характерным для «культа страдания», сложившегося в нашей стране.

 

_______________________

По роду своей профессии, я занимаюсь коррекцией и изменением жизненного сценария человека, а если говорить более точно, то изменения направлены на негативные проявления сценарного процесса.

  • Сценарный процесс — это неосознанный способ проживания жизненного сценария, иными словами вариант структурирования личного времени.
  • Сценарий, будь то пьесы, будь то жизни, имеет точки: завязка – действия – кульминация – финал. В финальной сцене можно выиграть, а можно получить расплату (последнее, обычно, получает неудачник, аутсайдер, если хотите).
  • Сценарий бывает личностный, а бывает культуральный, отражающий ментальность страны в целом.

Исследуя особенности культурального сценария нашей страны, я пришла к определённым выводам, что в нашей социокультурной среде, имеет место проявлению сценарного шаблона, в силу которого, быть на сто процентов счастливым и/или успешным, подсознательно — нельзя. Более того – опасно.

У меня было много клиентов, которым ничто вроде бы не мешало достигать своих целей, кроме странного ощущения: «мне этого нельзя».

То есть, мы с одной стороны хотим жить счастливо и развиваться, быть здоровыми и богатыми, а с другой упираемся в своего рода внутренний «купол», который нам этого не дает.  Этому есть много причин.

Начав исследовать несколько лет назад, где и как этот запрет проявляется именно в нашей стране, я пришла к выводу, что в Украине существует «культ страданий». Тяжелые страницы истории, связанные с постоянной угрозой для жизни, научили нас «сидеть тихо», не проявлять инициативу, прятать свои таланты, преуменьшать свои достоинства и т. д., что-бы выжить.  

Я поделилась с своими исследованиями с коллегой — Роксаной Ящук — и оказалось, что и в ее клиентско-терапевтической работе имело место проявления данного феномена.

_______________________

СПРАВКА

Культуральный и историко-социальный путь развития нашего общества сформировали определенные особенности личности, некий сценарный купол, который достаточно часто мешает качественному продвижению человека к личной автономии. Имя этому куполу – «культ страданий».

Можно выделить несколько причин, что способствовали развитию и укреплению культурального сценария и процесса «страдай»:

  1. Фольклорный фактор: во многих народных легендах, былинах, сказках можно отследить призыв к страданиям, как типичной сценарной развязке, в той или иной сфере жизни, к которой важно себя готовить. 
    Например, «Я стільки літала, так довго шукала, годі й шукати мені такого, якого я втратила …». – это отрывок свадебной застольной песни «Ой там, на горі…», которая совершенно не располагает к обстановке праздника, а заставляет пустить слезу ( источник: http://muz-teoretik.ru/luchshie-ukrainskie-narodnye-pesni/ )
  2. Религиозный фактор: в христианстве достаточно много предписаний, которые способствуют развитию склонности к страданиям, обещая тем самым «приближение» к лучшему миру. По православному вероучению своими страданиями на кресте и смертью Христос искупил весь род человеческий от греха и вечной смерти. Теперь любой человек, если привьёт крест своих страданий к кресту Христову, может наследовать вечную жизнь.
  3. Исторический фактор: войны, голодомор, репрессии; проживание по принципу «продай соседа», так же не способствовали развитию позитивного сценария «Победителя», а лишь укрепляли негативные сценарные проявления.

 

Что такое культуральный сценарий

В каждой групповой культуре есть свои условные эго-состояния (схема по Патерсону и по Берну):
Этикет по Берну это культуральный Родитель (то, что положено делать); культурально принятые убеждения, ценности, правила, идеология, кодекс морали, убеждения о том, что такое хорошо и что такое плохо, ритуалы, предрассудки, ожидания от идеальной женщины и мужчины, методы наказания и поощрения. 
Техническая культурапо Берну это Взрослый (то, что человек может делать); культурально принятые знания, техники, навыки, процессы экономики, наука, исследования, способы планирования и организации времени. 
Характерпо Берну это Дитя (то, что человеку могло бы нравится делать); культурально принятые выражения любви, удовольствия, боли, принятия, отвержения, сопротивления, дружбы, зависти, рождения, смерти, опасений, надежд и саботаж этикета.

В основу любого сценарного плана входит 25% того, чему нас «научили» родители; 25% того, что «показал» нам социум и 50% того, что в детстве мы сами выбрали для себя, чтобы выживать и взаимодействовать с собой и другими.

В случае если, и родители и социум подкрепляют тот или иной шаблон поведения, ребёнку достаточно сложно противостоять этому, а значит, для того чтобы выжить и принадлежать системе, он вынужден перенимать правила игры и действовать по предложенному шаблону, даже если он негативный и неконструктивный.

Так из поколения в поколение передаются родительские предписания: «страдай и радуй меня», «страдай и будь сильным (терпи)»; социальные программы: «вот как надо страдать»; «бог терпел и нам велел»;
И ранние детские решения (убеждениях): «я могу получить желаемое, только когда страдаю», «я могу жить, только если буду страдать», «я должен страдать, как моя мама»

  • Культуральный сценарий формируется во многом под влиянием критических и драматических событий, направленных на общество в целом (живущие в одной местности) или же на конкретную этническую группу (геноцид)
  • Культуральный сценарий ярко выражается в обрядах, сказках и литературных образах.

 

Факторы формирования доминантного культурального сценария:

• законы, которые определяет та или иная группа, в руках которой сосредоточена экономическая или политическая власть
• группы людей разного этнического происхождения, которые долгое время жили вмести и ассимилировались под определенную культуру (например, южане, горцы, советские люди)

Часть самоидентификации человека, которая проистекает из осознания своей принадлежности социальной группе и коррелируется с эмоциональной значимостью своей принадлежности (гордость или стыд) называется социально-культуральной идентичностью.

Основной особенностью и сложностью работы с культуральным сценарием является

  • низкий уровень конфронтации привычным сценарным посланиям,
  • высокий уровень конфронтации альтернативным сценарным посланиям,
  • недостаток людей с альтернативными моделями поведения
  • сдерживание информации, которая предоставляет альтернативные выборы

Культуральный родитель – целостная система убеждений, чувств, состоящая из этикета, технической культуры и характера культуры, которые интроецированы и проявляются в жизни индивида внутри культуры.

Как влияет культуральный родитель на развития индивида

Он содержит сознательные и бессознательные границы культуры и приемлемое поведение (хорошо/плохо), отражает стойкие архаические шаблоны, исторические драмы, взлеты и падения общества в целом. Признаки нездорового КР (внутри индивида и культуры в целом):

  • Повтор старой истории снова и снова без изменений
  • Сохранение существующего порядка вещей, т.к. это безопасно и знакомо
  • Ответственность за события, которые не относятся непосредственно к индивиду или за других людей, которые сами могут брать ответственность за себя
  • Наказание за новое поведение, даже если это поведение жизнеутверждающие и здоровое (делай, как велено, а не иначе)
  • Попытка тотальной власти за другими и наслаждение контролем (тотальный контроль без объяснения здравого смысла и логики)
  • Разрушение всего, даже хорошего, что мешает сохранению контроля

Возможности для изменения культурального родителя

Подобные изменения – достаточно длительный процесс, они могут начинаться из любой точки убеждений (этикет, техническая культура, характер). Если меняется одна из точек – меняется вся система КР. Возможные виды трансформации (излечения) КР:

  •  индивидуальная – требует перестройки содержания и перераспределения психической энергии (катексис) между Р-В-Д
  • социальная (групповая) – процесс идентификации; перераспределения и / или изменения содержания и движения энергии (катексис) в Культуральном Родителе

_______________________

Со времен «железного зановеса» и «красного террора» многое изменилось, но негативные сценарные проявления, до сих пор находят свое отражение:

  • в сценарных запретах : «не думай, просто страдай»; «не высовывайся – страдай и сиди тихо» (не будь собой, не достигай);
  • предписаниях «страдай и радуй меня», «страдай и будь сильным (терпи)»;
  • драйверных проявлениях «я Ок, если я страдаю»;
  • решениях (убеждениях) «я могу получить желаемое, только когда страдаю», «я могу жить, только, если буду страдать», «я не могу получить желаемого, так как умру, поэтому я должен жить плохо и страдать»; «я должен страдать, как моя мама»;
  • программах: «вот как надо страдать»; «бог терпел и нам велел»

 

Я придумала и организовала проект, Философия Любимые Грабли © — метафорическое путешествие в мир бессознательного, для того, чтобы вы смогли «заглянуть в глаза» каждому из запретов, понять как он формируется….  а так же, осознать что каждый из нас может выбирать опираться мне в своей жизни на страдания (запреты) или начать жить по-другому.  Каждый гость нашего проекта вышел с символическими подарками, и это были не «грабли» — а разрешения.

я понимаю, что при прочтении данной статьи у вас могли подняться разные чувства, или же включились защиты по принципу отрицания «это не про меня»; но для того, чтобы вы смогли понять разницу между силой запрета и силой разрешений, я предлагаю вам, прислушаться к этим словам и попробовать пропустить их через себя

 

Я верю, что их сила, откроет для вас мир возможностей и выгод для того, чтобы вы смогли попрощаться с философией любимые грабли» и передавать следующим поколениям знания и культуру здравого смысла.

_______________________

БЛАГОДАРЮ!

  • Ирина Хмара, Анатолий …. Dark Cloud Production (фото – видео поддержка проекта)
  • Юлия Стельмах, Icon Face (визажист и стилист проекта)
  • Нина Кульчевич, Юлия Гусева, агентство Victory Pr
  • Олеся Потапенко (куратор выставки)
  • Андрей Швец (поддержка проекта)

Команда волонтеров: Дарья, Даша, Дашуня (наши три Даши), Руслан, Денис, Евгений, Иван

Друзья проекта: 

Владимир Савинов и Kyiv Playback Theatre “Déjà vu plus”

Спикеры Public Talk:

  • Евгения Стрижевская, Юлия Стельмах, Ирина Дехтярь, Фаина Адамская, Нина Кульчевич
  • Оксана Олефиренко, Людмила Барбир, Ирина Вратарева, Ольга Петровская, Юлия Панкова,
  • Кристина Шапран (Крис), Роксана Ящук, Евгения Купчан, Инна Буйлук, Наталья Ишкова

Создание звукоряда Разрешений

  • студия «Кинотан», режиссер Александр Чернов
  • ассистент режиссера Светлана Марченко
  • актеры: Иван Марченко и Катерина Качан

а так же…

Арт-клуб Теплый Ламповый и Игорь Черепанов

  • группа AGHIAZMA
  • группа Parallels Never Touch

и, конечно, гостей проекта!!!

Продолжению быть….

_______________________

Спасибо за внимание!

с уважением и открытым сердцем, Мария Фабричева 

_______

Copyright © все права, идея, контент и содержание проекта «Философия Любимые Грабли» защищены.  Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» / Мария Фабричева / MFabricheva / ™Откровенные Истории на Запретные Темы / Киев — 2018

Comments for this post are closed.

© «Дурашка ты моя»: Механизм обесценивания в системе родительско-детских отношений / WOMO

Психолог Мария Фабричева о тех "дискаунтах", которые родители накладывают на своих детей Источник: http://womo.ua/132315-2/

Штормит: Что происходит с обществом, когда публично вскрываются случаи насилия © zza.delo.ua

Что происходит с нашим обществом и почему нельзя вешать клеймо "сам/сама виноват/а" на человека, пострадавшего от насилия, — объясняет …

«Культ страдания»: Как украинцам перестать быть несчастными © WOMO

© Как украинцам перестать быть несчастными - Объясняет психолог, семейный консультант-медиатор Мария Фабричева - специально для WOMO …