Самовыражение подростка: что допустимо, а что под запретом

Самовыражение подростка: что допустимо, а что под запретом

© Источник: http://4mama.ua/view/14243

“Самовыражение – неотъемлемая потребность в жизни каждого человека, а в жизни подроста эта потребность является ведущей. Именно на этой стадии развития ребенок стремиться продемонстрировать все, что он уже умеет, показать то, что сформировалось внутри, для того, чтобы прийти к свой целостности и самоактуализации, раскрытию внутреннего потенциала и укреплению лучших личностных качеств.

И если, на пути формирования, вокруг ребенка царила любовь и принятие, то подростковый период пройдет легко, без необходимости выражать себя резкими и яростными способами, без нужды в бунте и попыток вырвать свое место и доказать свою значимость.

Основные задачи подросткового периода связаны с определением собственной идентичности, отделением от родителей, сексуальностью и ростом компетентности.

И, безусловно, ребенок-подросток – это оппозиция к миру родителей, поэтому обойтись вообще без сложностей, переживаний и конфликтов, вряд ли получится.

  Подростки часто предпринимают активные действия для того, чтобы отстоять свой взгляд на мир и часто не соглашаются с тем, как видят этот мир родители. Ребенок стремится принимать свои решения и укреплять свою личную систему ценностей.

 Подростковый возраст — это период эмоционального отделения от родителей, и чем крепче родители пытаются удержать эти связи, чем жёстче выстраивают рамки, ограничивают и навязывают свое мнение подростку, забывая его слышать и воспринимать, как полноправного члена семьи, тем болезненнее проходит этот период.

Сложности подросткового периода связаны и с тем, что Ребенок-оппозиционер, с одной стороны, уже достаточно взрослый, чтобы быть довольно независимым и удовлетворять свои нужды, а с другой стороны, в этот период он нуждается в заботе и поддержке, защите и принятии.

Именно сейчас ребенку максимально необходим контакт с родителями и любовь. Ведь именно на этой, финальной стадии развития, кроме основных задач и стремления удовлетворить ведущие потребности, может возникнуть острая необходимость добрать в себя то, что ребенок недополучил на предыдущих этапах своего становления. 

 Для того чтобы было более понятно, предлагаю вначале кратко просмотреть все стадии развития, а потом вернуться к вопросу, каким образом неудовлетворенность этих потребностей может отражаться в эмоциональной, поведенческой и психологической сфере подростка.

 Первая стадия – СУЩЕСТВОВАНИЕ. Период от формирования ребенка в утробе матери до первых шести месяцев после рождения.

В первые шесть месяцев после рождения абсолютно беспомощен и не может обойтись без внимания и заботы родителей, так как сам не способен удовлетворять даже элементарные базовые потребности. Основная потребность этого периода – безопасность, безусловная любовь и формирование доверия к миру. Именно здесь ребенок принимает решение жить, учиться звать на помощь, в случае если ему нужна поддержка. Все эти потребности ребенок способен удовлетворить на невербальном уровне – уровне тела. Ведь говорить и выражать свои чувства по-другому он еще не умеет.

 Вторая стадия – ДЕЙСТВИЯ. Период от 6 месяцев до двух лет.

Ребенок продолжает формировать свое доверие к миру, и именно на этой стадии он принимает свои ранние, неосознанные решения о том, можно ли доверять этому миру или нет. Основная потребности этого периода – потребность в исследовании себя и окружения. Ребенку важно получать поддержку за свое творчество и активность, ведь таким образом он учиться творить и достигать целей.

Третья стадия – МЫШЛЕНИЕ. От двух до 3 лет. Первое отделение от родителей.

Именно в этот период ребенок начинает понимать, что он – это отдельное от родителей создание. У ребенка начинает формироваться собственное Я. Потребность этого периода – научиться выражать свои чувства и справляться с ними, развитие способности мыслить и решать самостоятельно свои, хоть и небольшие, однако очень важные для ребенка 2-3 лет проблемы.

Четвертая стадия – ИДЕНТИЧНОСТЬ и СИЛА. От 3 до 6 лет.

Период первой социализации. Основная потребность этой стадии – установить собственную идентичность, а также почувствовать принадлежность к семье.

Ребенок обучается социальным ролям, получает навыки и проверяет свою собственную внутреннею силу.

Это период «почемучек», которым важно знать, как все устроено, исследовать то, что ты увидел впервые, и «маленьких бунтарей» — ведь так интересно знать, что буде если я сделаю что-то против правил.

 И в этот период родителям важно помнить, что ребенок действительно не имеет своего опыта взаимодействия с миром, и правда не понимает до конца что такое хорошо, а что такое плохо. Он нуждается в поддержке и диалоге на равных, это когда вы, как родитель, объясняете, как устроен этот мир понятным доя 4-6 летнего ребенка языком.

Пятая стадия. СТРУКТУРА. Период шести до двенадцати лет.

Ребенок продолжает развивать свои навыки, стремится узнавать больше о себе, других и мире. Он хочет делать все по-своему, спорит и не соглашается с правилами. 

 Именно в течение этой стадии ребенок узнает и вырабатывают свою собственную внутреннюю структуру, обучается пониманию необходимости адекватных правил, узнает, что такое свобода, которую дают полезные правила. Основная потребность ребенка – это проверка ценностей, на которых основаны правила.

Шестая стадия. ИДЕНТИФИКАЦИЯ. СЕКСУАЛЬНОСТЬ. ОТДЕЛЕНИЕ. 

 Подростковый возраст (от 12 до 18 лет). Эта стадия также имеет свои задачи и потребности. Основные из которых – это сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями.

И при условии, если на предыдущих стадиях вы, как родители, помогли ребенку удовлетворить все его ведущие потребности, то в подростковый период вам будет необходимо лишь принять закономерность эмоционального отделения и помочь ребенку стать взрослым, быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение.

Если же по каким-то причинам ребенок не смог адекватно удовлетворить свои потребности и получить необходимые навыки, он начнет стремиться дополучить это сейчас, используя для этого не ровный путь, а следовать от обратного, проявлять девиантное поведение, бунтовать и смотреть на мир сквозь кривое зеркало. Принимая решения о том, что раз уж не получается на прямую, попробую делать наоборот. 

Важно понимать, что решения эти — неосознанные, и не являются тактично спланированной акцией ребенка, для того, чтобы довести вас, родителей, до потери сознания, решения эти, чаще, идут из бессознательного и являются реакцией на невозможность получить любовь, заботу и поддержку, научиться справляться с чувствами и проявлять самостоятельность более адекватными, правильными способами. И чем больше неудовлетворенность ребенка, тем более специфические способы самовыражения он будет использовать.

 С какими же проблемами можно столкнуться и, как может провяляться повторение и попытки удовлетворить потребности предыдущих стадий развития у подростка?

Приблизительно в 12-13 лет ребенок-подросток проходит повторение стадий существования и действий (исследований) в младенчестве.

В случае если, потребности этих стадий не были удовлетворены, ребенок не имеет контакта со своим телом. Начинаются проявляться комплексы и непринятие того, что тело пока еще недостаточно развито и окрепло. Может активизироваться стремление к экстремальным видам времяпрепровождения (лазанье по заброшенным стройкам, прыжки с небезопасной высоты, посиделки в подвалах), увлечение алкоголем, наркотикам, пассивное непринятие себя может проявляться через самоповреждение (нанесение порезов, ударов, в случае если ребенок не справляется с какой-либо проблемной для него ситуацией). 

В поведении подростка может наблюдаться колебания от полной независимости, до просьб о том, чтобы из покормили словно маленьких, потискали и удовлетворили базовые потребности.

В период 13-14 лет, ребенок снова стремиться удовлетворять свою потребность в творчестве и достижениях. При этом, они с энтузиазмом начинают исследовать все новое, не обязательно заботясь о соответствии стандартам и завершении дел. 
И если в возрасте двух лет он творил посредством простых подручных материалов, что, возможно, доставляло немало хлопот родителям. Однако лучше, чтобы ребенок изрисовывал маркерами бумагу, и даже один раз испортил обои, чем видеть, как прекрасный ангелок превратился в яркого представителя готической субкультуры или панк-движения, неправда, ли?

Этот период ярко окрашен колебаниями от логичного и вполне компетентного поведения до приступов бунта и неповиновения. Ребенок словно заигрывает с миром, проверяя себя и других на устойчивость.

 В возрасте 15-17 лет идет повторение периода с поисками идентичности и силы.

Дети-подростки снова задают вопросы типа “зачем” и “почему”. Идентифицируются с новыми ролями в отношениях со своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми. Учатся решать сложные задачи. Ведь для того, чтобы в дальнейшем отделиться от родителей, дети должны научиться думать и самостоятельно решать проблемы. Также важно, чтобы они научились выражать чувства и справляться с ними.
Опасность этого периода кроется в том, что для ребенка характерны различные суеверия, страхи, ребенок может проявлять как излишнее доверие к окружающим, забывая о собственной безопасности, так и настаивать на вере в свое всесилие, всемогущество и безнаказанность. Могут так же возникать проблемы с половой идентификацией.

В 16-18 лет подростки могут стремиться удовлетворить потребности, связанные с поисками внутренней структуры. С одной стороны, это уже зрелые люди, которые способны вести себя вполне ответственно и компетентно, однако время от времени они все еще могут нарушать установленные ранее правила и договоренности. Таким образом, проявляется финальная стадия отделения от родителей.

И если ранее что-то пошло не так, ребенок сталкивался с непониманием и непринятием, критикой и жёсткими наказаниями, в этом возрасте он может иметь проблемы с законом, проверяя на прочность ценности и необходимость придерживаться адекватных правил поведения, а также иметь сложности в сексуальной сфере, проявлять неосторожность и неразборчивость в связях, путая близость, тепло и принятие с сексом.

Как вы видите, в подростковом возрасте дети могут быть слишком уязвимы.

 И именно в период подросткового возраста, вам, дорогие родители, придется учиться принятию с двойной силой. Самый большой враг этого периода – это обесценивание, как личности ребенка, так и сферы его интересов. 

Обесценить и запретить – это просто, ведь пока еще ребенок в вашей власти, однако плоды жестких нелогичных запретов, подавление стремлений, достижений, а также непринятие с вашей стороны не заставят себя долго ждать и проявятся в еще более девиантном поведении. Единственное, что можно и важно запрещать в этот период – это поведение, которое влечет за собой разрушение адекватного и позитивного будущего личности ребенка.

Важно говорить с ребенком, прояснять что и для чего он делает, почему ему интересен тот или иной стиль музыки, что он находит для себя в той или иной субкультуре. Даже если вам кажется, что это направление не самое лучшее не спешите включать жесткого критика, попробуйте вначале узнать больше для себя, взвесить все возможные риски и совместно! разработать тактику безопасного проявления и развития интересов вашего ребенка.

Помните, если ребенок не может удовлетворить свои потребности в кругу семьи, не доверяет родителям и не получает от них необходимой ему заботы и поддержки, он так или иначе найдет способ для удовлетворения этих потребностей вне дома. И к большому сожалению, варианты, которые подросток может выбрать для получения сатисфакции могут иметь крайне трагические последствия.

  Поэтому, предлагаю вас свод простых правил, которые помогут пережить и выровнять проблемы подросткового периода:

• Откликайтесь на потребности ваших детей и проявляйте заботу к ним;
• Учитесь проявлять гибкость и совместно разрабатывать, и устанавливать адекватные правила взаимодействия в семье с учетом потребностей и мнения не только взрослых-родителей, а и детей-подростков;
• Принимайте во внимание то, что подросток будет стремить действовать самостоятельно, думать и принимать свои решения;
• Избегайте злых и саркастических шуток на тему увлечений, интересов внешности, сексуальности мечтаний и фантазий своего ребенка;
• Не игнорируйте ребенка
• Препятствуйте проявлениям девиантного и саморазрушающего поведения, которое несет в себе угрозу жизни, здоровью, свободы и безопасности;
• Проявляйте последовательность в своих действиях и сами придерживайтесь установленных правил;
• Будьте достойным примером для своих детей, помните, что, глядя на вас, ваши дети учатся и перенимают варианты взаимодействия с миром, узнают о правилах и ценностях.
• Любите своих детей и принимайте их особенности.

 И помните, в случае если, вы не справляетесь, нуждаетесь в поддержке и или у вас недостаточно знаний и навыков, необходимый для адекватного проживания и взаимодействия с ребенком в этот непростой период, вы можете в любой момент времени обратиться к специалисту в области психологии семьи и получить необходимые для вас ресурсы”.

© Психолог Мария Фабричева, специально для 4mama.ua 

Источник: http://4mama.ua/view/14243

Comments for this post are closed.
" data-path="https://fabricheva.com.ua/wp-content/themes/mentalpress/share42/">

ПЛАН Б: забота о себе в стрессовой ситуации

"как я могу о себе позаботиться в случае если, ощущаю приступ паники , деструктивного поведения или проживаю стресс..."

про Самоцінність / психолог Марія Фабрічева ©playlist XII

27 відео-уроків про те, як вибудувати відносини з собою, зрозуміти свої цінності, потреби, як перестати знецінювати себе та інших, навчитися …

Марія Фабрічева: "Багато історій крутих жінок починаються зі слів «від мене пішов чоловік» / 40 нові 20

У #40нові20 - психотерапевтка Марія Фабричева: говоримо про зраду, про контракти для людей у стосунках, і про життя після зради.