Взрослые варианты решения проблем

Взрослые варианты решения проблем

Взрослое решение проблем и решение проблем через контаминации


  1.  Что такое эго-состояния (РВД)?

согласно теории Эрика Берна: «эго-состояние это совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей и чувств, один из способов проявления нашей личности. В каждый момент времени каждый человек находится в одном из этих эго-состояний» 

иными словами, согласно теории Транзакного анализа, в структуре нашего бессознательного есть три формы проявления Я:

  • Родитель (Р)– предписания, шаблоны и стереотипы, которые мы взяли от наших родителей;

функционально внутренний родитель бывает: Структурный (КР+) или Критикующий (КР-); Заботливый (ЗР+) или Сверхопекающий (ЗА-) 

  • Взрослый (В) – форма, которая может адекватно реагировать на действительность здесь и сейчас, управлять своими чувствами, мыслями (идеями и фантазиями) и действиями, трезво разделяя их уместность или неуместность в настоящем времени.

функционально взрослый не делим, однако может носить в себе контаминации, засорения и искажения реальной действительности (родительские контаминации — ложные убеждения, предрассудки, консерватизм; детские контаминации — пафосные заявления, заблуждения, инфантилизм) 

*контаминации: ошибочное восприятие Детского или Родительского эго-состояний за Взрослое эго-состояние. В  такой  перспективе контаминации  означают  ошибочное восприятие  того,  что,  на  самом  деле,  является  историей,  за реальность  в  здесь-и-сейчас

  • Ребенок / дитя (Д) – ранние решения, убеждения и заблуждения, которые мы сами приняли в детстве;

функционально внутренний ребенок бывает: Свободный (естественный ребенок / СД); Адаптивный (приспосабливающийся или бунтующий ребенок / АД )


2. Шаги решения проблем 

  • Проблемы решены: при использовании Взрослого в комбинации с Маленьким профессором
  • Проблемы созданы или увековечены: при наличии контаминаций Критикующего Родителя (КР-) или Адаптивного Ребенка (АД / БД) во Взрослом

*контаминации: ошибочное восприятие Детского или Родительского эго-состояний за Взрослое эго-состояние. В  такой  перспективе контаминации  означают  ошибочное восприятие  того,  что,  на  самом  деле,  является  историей,  за реальность  в  здесь-и-сейчас


3. Матрица Обесценивания 

согласно теории пассивности Шиффов

Обесценивание (discounting): включает преуменьшение влияния и значимости, а иногда и наличия некоторых аспектов себя, других или реальной ситуации. Личность, которая обесценивает, думает или действует так, как если бы некоторые аспекты реальности были бы менее значимы, чем это есть на самом деле, а то и вовсе отсутствовали. Значимость стимулов неосознанно преуменьшается в интересах соответствия собственной картине мира. При этом подкрепляется сценарные убеждения, проигрываются игры, усиливаются симбиотические взаимоотношения.

Обесценивание — это внутренний механизм, который внешне определяется по следующим признакам:

1. четыре вида пассивного поведения:

  • ничего-не-делание для решения проблемы;
  • сверхадаптация;
  • ажитация (возбуждение)
  • беспомощность или насилие.

2. скрытые транзакции в играх

3. действия в одной из позиций драматического треугольника Карпмана

Эти три фактора — внешние проявления обесценивания, они включают обесценивание, но сами по себе обесцениванием не являются.

 Шиффы выделяют области, типы и уровни обесценивания.

Клиент может обесценивать в любой из трех областей: обесценивание некоторых аспектов себя, других или реальной ситуации.

Более специфично можно определить, что клиент может обесценивать собственные чувства, восприятия, мысли, действия; чувства, восприятие, мысли, действия других людей; или некоторые факторы окружающей реальности.

К типам обесценивания относятся обесценивание стимула, проблемы или возможности выбора.

Уровни обесценивания включают уровень наличия (стимула, проблемы, выбора);

  • уровень значимости (стимула, проблемы, выбора);
  • уровень возможности изменения (изменение стимула, решение проблемы, возможности выбора);
  • уровень личных способностей (изменить стимул, решить проблему, выбирать).

В таблице (выше) представлена известная диаграмма матрицы обесценивания.

Считается, что обесценивание по типу и уровню происходит во взаимном сочетании.

Если вы обесцениваете наличие стимула (попросту игнорируете его, как, например, курильщик свой кашель, или больной стенокардией боли в сердце), то, значит, вы обесцениваете и значимость кашля (наличие проблемы), возможность действовать как-то иначе (бросить курить, например), и уж тем более личные способности изменить стимул. Или можно признавать наличие стимула (“Да вот уже три раза в больницу попадал с бронхитом”), но обесценивать его значимость и наличие проблемы (но ведь все кашляют, нет курильщика, который бы не кашлял).

Лечение обесценивания происходит в 4 этапа.

Оно начинается с внешних аспектов обесценивания — определение и заострение внимания на внешних признаках (трансакции, паттерны поведения) обесценивания.

Далее переходят к внутреннему механизму обесценивания — клиент определяет области, типы и уровни обесценивания.

Третий шаг — понимание клиентом собственного вклада в обесценивание.

Таким образом, во время всех трех этапов происходит активация Взрослого Эго-состояния, клиент осознает вещи более реалистично. Определяется цель, которая побуждает обесценивать значимые аспекты реальности.

Финальный шаг — развитие необесценивающего поведение, мышления, реагирования.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: 

отзыв о мастер-классе «Обесценивание, привычный заряд, который тянет вниз«

отзыв о мастер-классе «Трудности перевода» 

 

 


ЧТО ПОЧИТАТЬ? 

 

  1. Эрик Берн: Игры, в которые играют люди.  / Люди, которые играют в игры
  2. Виктор Макаров: Транзактный Анализ: восточная версия 
  3. Клод Штайнер: Сценарии Жизни Людей
  4. С. Карпман: Жизнь свободная от игр 
  5. Джеймс Мюриэл, Джонгвард Дороти: Рожденные выигрывать
  6. Ян Стюарт, Вэнн Джойнс: Современный Транзактный анализ
  7. Джекки Шифф: Все мои дети / «All My Children» by Jacqui Lee Schiff 
  8. М. Гулдинг , Р. Гулдинг. Психотерапия нового решения. Теория и практика
  9. Т.А. Харрис: Я -О’кей, ты — О’кей  
Comments for this post are closed.
" data-path="https://fabricheva.com.ua/wp-content/themes/mentalpress/share42/">

Сила слова: как родители влияют на нашу жизнь и программируют на неудачи © uaua.info

Как родители влияют на нашу жизнь, почему мы несчастливы и неуспешны, а также, как перестать передавать негативные установки своим детям, …

Что такое счастье с точки зрения терапевта? / © Мария Фабричева

Тема счастья бесконечно прекрасна, потому что каждый раз раскрывает нам новые возможности для того, чтобы узнать себя и стать ближе …

Між тугою та бентегою: психологиня про український «культ страждань» © platfor.ma

Platfor.ma поговорила з Марією про те, чому українське суспільство опинилося в цій кризі, які її симптоми й наслідки та як вилікувати цілу …