Границы взрослости / © zza.delo.ua

Границы взрослости / © zza.delo.ua

источник: https://zza.delo.ua/do/granicy-vzroslosti-344394


Замечали ли вы, что иногда взрослые 30-40 летние люди ведут себя как бунтующие и непостоянные подростки, для которых нет понятий авторитета, ответственности и обязательств? А встречались ли вам люди, которые в свои 20, кажется, познали весь смысл жизни, и рядом с которыми вы ощущаете себя теми самыми подростками, о которых написано выше? Почему некоторые люди «впадают в детство» и где вообще сегодня пролегают границы взрослости, — отвечает Мария Фабричева, психолог, семейный консультант-медиатор.


Назад в прошлое

Нередко бывает так, что, казалось бы, взрослый человек внезапно начинает себя вести словно подросток-бунтарь. Этот феномен называется психологическая регрессия, — когда какая-то ситуация срабатывает как спусковой механизм и человек регрессирует на психологическом уровне на несколько лет назад и проживает какие-то моменты, словно ему снова 15 лет. Допустим, если в детстве было принято решение, что нужно быть хорошей девочкой, спокойно себя вести и этим самым радовать родителей, то на внутреннем уровне у этой уже взрослеющей девочки могли накапливаться страхи — а примут ли меня другой и будут ли меня любить, если я буду вредной и строптивой бунтаркой? Спустя годы, если этот вопрос остается незакрытым, эта девочка начинает проверять и добирать то, что не получила на нужном этапе. К примеру, ребенок хочет перекрасить волосы в зеленый цвет, родитель же категорически против и, естественно, запрещает. Ребенок сдерживает себя, терпит и поступает так, как велит ему родитель, а потом этому «ребенку» исполняется 38 лет, и он выкрашивает волосы во все цвета радуги и ходит невероятно радостный. Оглянитесь вокруг, у кого волосы выкрашены в экстремальные цвета? Подростков ведь гораздо меньше.

Почему так происходит?

Чтобы ответить на этот вопросы, нужно вспомнить о стадиях развития ребенка, которых всего шесть.

Первая «Быть» — от 0 до 6 месяцев.

Вторая «Делать» — от 6 месяцев до полутора лет — когда ребенок начинает изучать мир, пробовать, трогать руками.

Третья «Думать» — от 1,5 до 3 лет — ребенок начинает задавать вопросы, как и что устроено.

Четвертая «Идентичность и сила» — от 3 до 6 лет — ребенок ищет, в чем он силен, пытается отстаивать свои границы.

Пятая «Структура» — от 6 до 12 лет — ребенок добирает все, что он выучил к этому возрасту, и полученную информацию структурирует в себе.

Шестая «Сексуальность. Идентификация и Сепарация» от 12 до 19 лет — когда подросток продолжает выстраивать границы личной компетенции, готовится к сепарации (психологическому отделению и автономии) от родителя, выходу во взрослую жизни и осознанию, что такое взрослая личная ответственность.

Именно на последней стадии наступает «радостный» период подросткового возраста и ребенок повторяет все предыдущие стадии, но уже не как малыш, который только начинает изучать этот мир и беспрекословно верит родителям, а как бунтарь. Теперь он начинает проверять своих родителей от обратного. И получается, что ребенок, который был беспокойным в раннем детстве и шалил, к подростковому возрасту уже удовлетворил свои потребности «мятежника». А те тихони, которых в детстве держали только в манеже, начинают бунтовать, пробовать все, что нельзя, диктовать свои правила и добирать то, чего им не хватило на предыдущих пяти стадиях (это касается даже первой стадии, к примеру, если у матери были тяжелые роды или сложно протекала беременность). И если вдруг по какой-то причине в подростковом возрасте тоже сглаживались конфликты (не хотелось расстраивать родителей, к примеру), кризис может прострелить во взрослом возрасте.

Есть и другая причина, почему люди внезапно начинают вести себя странно. Это так называемый «перенос» — когда вы смотрите на человека, но видите в нем свою бабушку или любого другого знакомого, родственника, первую любовь, — вот чем-то он вам напоминает кого-то из вашей прошлой жизни. И тут включаются воспоминания. Если вы бабушку любили, то вы хорошо относитесь к этому человеку, хорошо с ним ладите, но, если бабушка вас наказывала и ставила в угол, этот человек автоматически попадает в немилость. При этом важно учитывать, что перенос не имеет гендера, и женский образ можно надеть на мужчину и наоборот.

Тяжелый груз взрослости

В нашем сообществе границы взрослости плохо осознаются — либо они очень размыты (когда психическая энергия пересекает границы быстро и человек это не контролирует), либо они очень широкие (когда нет доступа к той или иной функции — вы хотите пошалить, но не можете дотянуться до своего «внутреннего ребенка»).

Нередко человек в 20 лет может казаться старше и взрослее человека в 40 лет. Так происходит, потому что, во-первых, на его поведение и самоощущение влияет «внутренний родитель», и, как правило, такие люди несут огромный груз ответственности, у них очень развито чувство долга, и это может быть нелегко и даже токсично. А, во-вторых, возможно, в силу какого-то трагического опыта, потерь и других обстоятельств человек к своим 20-30 годам уже «закостенел» и, естественно, на жизнь он смотрит по-другому. Такие люди не позволяют себе веселиться, они прячут своего «внутреннего ребенка», потому что главенствует там «родитель» — и это тяжело.


Чекните себя, насколько вы переросли подростковые бунты

*кто больше любит тесты-онлайн, можно это сделать тутhttp://www.transactional-analysis.ru/egogramma

Чтобы проверить свои границы взрослости, запишите баллы, соответствующие вашим ответам, по следующей схеме:

Утверждение соответствует:

  • Совсем нет = 0
  • В некоторой степени = 1
  • В достаточной степени = 2
  • Абсолютно = 3

Утверждения:

  1. У меня высокие требования к людям.
  2. Я люблю, когда вокруг порядок и чистота.
  3. Я думаю, пробовать новое — очень интересно.
  4. Я горжусь успехами своих друзей или коллег по работе.
  5. Я довольно часто шучу и смеюсь.
  6. Мне легко сотрудничать.
  7. Я полон/на энтузиазма.
  8. Я стараюсь произвести хорошее впечатление.
  9. Я всегда уважаю желание других людей попробовать что-нибудь самостоятельно.
  10. Я считаю, что все чувства хороши.
  11. Я позволяю разуму управлять своими чувствами.
  12. Я часто принимаю спонтанные решения.
  13. Я отвергаю предложения, кажущиеся недостаточно продуманными.
  14. Мне нужен тщательный экономический подсчет, прежде чем вложить деньги.
  15. Когда я вижу, что кто-то допускает ошибку, я сразу же помогаю ему ее увидеть.
  16. Я уделяю особое внимание тщательному планированию.
  17. У меня открытые отношения с окружающими.
  18. Мне нравится оказывать людям конструктивную поддержку.
  19. Я сначала думаю, потом делаю.
  20. Я придерживаюсь общепринятых правил.
  21. Мои решения основываются на фактах.
  22. Если кто-то нарушает наше с ним соглашение, я выясняю с ним эту ситуацию.
  23. Я поощряю людей к развитию своих талантов.
  24. Я останавливаю неподобающее поведение.
  25. Я думаю, важно показать людям, что они вам не безразличны.
  26. Я целеустремленный и организованный человек.
  27. Люди мне действительно не безразличны.
  28. Я четко обозначаю свои границы.
  29. Я стараюсь избегать провокаций.
  30. Я люблю создавать уют для моих друзей

Когда вы отметите баллы напротив каждого из утверждений (не пропускайте ни одного), перенесите их в колонки ниже. Сложите цифры в каждой колонке, проверьте еще раз, правильно ли вы посчитали.

Адаптивный Ребенок — потеря способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли.

Свободный Ребенок — негативизм, неприятие любых правил и норм, чувство гнева и возмущения. 

Контролирующий Родитель — низкая эмпатия, неспособность сочувствовать, сопереживать другому, догматичность, нетерпимость и критичность. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя. 

Заботящийся Родитель — защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих («Не надо волноваться»), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требуют от другого быть Ребенком.

Взрослый — отвечает за рациональное восприятие жизни, объективную оценку реальности, что характеризует взрослого человека; отсюда название этого эго-состояния. Взрослый принимает решения с опорой на мыслительную деятельность и используя прошлый опыт, исходя из конкретной ситуации в данный момент, «здесь» и «теперь». 

Не существует «единственно правильного» варианта распределения, тем не менее, ряд исследователей считают, что оптимальны 2 варианта. В первом случае соотношение эго-состояний на эгограмме представляет собой ситуацию, когда наиболее выражено Взрослое состояние, затем идут Свободный Ребенок и Воспитывающий Родитель. Наименьшим весом обладают Адаптивный и Бунтующий Ребенок, а также Контролирующий Взрослый. Во втором случае все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени.

Помните: взрослый человек не имеет оценочного суждения, у него очень развито критическое мышление, он понимает, что разные люди могут попадать в разные ситуации, и не бывает просто «либо хорошо, либо плохо». А еще у взрослого человека выработаны определенные ценности, которые он чтит как заповеди.


источник: 

Границы взрослости: Почему некоторые люди «впадают в детство»


кто больше любит тесты-онлайн, можно это сделать тут

 

Comments for this post are closed.
" data-path="https://fabricheva.com.ua/wp-content/themes/mentalpress/share42/">

Сила слова: как родители влияют на нашу жизнь и программируют на неудачи © uaua.info

Как родители влияют на нашу жизнь, почему мы несчастливы и неуспешны, а также, как перестать передавать негативные установки своим детям, …

Что такое счастье с точки зрения терапевта? / © Мария Фабричева

Тема счастья бесконечно прекрасна, потому что каждый раз раскрывает нам новые возможности для того, чтобы узнать себя и стать ближе …

Між тугою та бентегою: психологиня про український «культ страждань» © platfor.ma

Platfor.ma поговорила з Марією про те, чому українське суспільство опинилося в цій кризі, які її симптоми й наслідки та як вилікувати цілу …