Магия психоанализа: Как переписать свою историю © WOMO

Магия психоанализа: Как переписать свою историю © WOMO

психолог Мария Фабричева рассказывает о философии транзактного анализа
источник: http://womo.ua/magiya-psihoanaliza-kak-perepisat-svoyu-istoriyu/

За время работы в области транзактного анализа психолог Мария Фабричева сформулировала оригинальное предположение, которое превратилось в исследование и в итоге стало проектом «Философия «Любимые грабли», презентация которого пройдет в Киеве 26-28 октября. А пока Мария рассказала, что лежит в основе ее размышлений, как работает система и почему стоит увидеть данный проект.

Самое важное правило философии транзактного анализа состоит в том, что все люди способны думать и принимать решения и что все люди в порядке как личности. Не в порядке может быть только поведение, его можно отслеживать и своевременно корректировать при помощи психотерапевта в том числе и приводить к социальной норме. Транзактный анализ подразумевает работу на равных: «Я Ок и ты Ок, я могу поделиться с тобой какими-то знаниями, что-то тебе дать, но решения принимаешь ты и ответственность за них несешь тоже ты. Ты отвечаешь за свою жизнь, даже если с самого начала что-то пошло не так, даже если твои родители не были достаточно заботливыми и понимающими, но ты сегодня взрослый, ты можешь менять свою жизнь».

О тупиках разных уровней

За 7 лет работы психотерапевтом я заметила, что есть действительно классные результаты терапевтического процесса и клиентской работы. Но в какой-то момент я замечала, что человек как будто бы во что-то ударялся и его отбрасывало назад. Процесс этот достаточно болезненный, он всегда сопровождается разочарованием, потому что человек думает: «Как же так? Я что-то сделал, ударился во что-то невидимое, меня отбросило, и я так и не вижу выхода, я снова в тупике».

В транзактном анализе тупики бывают первой, второй и третьей степени. Первая степень — самая простая: это когда я хочу, а мне нельзя, при этом я четко могу это вербализировать. Что у меня есть какое-то желание, но мне родители говорили, что так не может быть.

Тупики второй степени: это когда я хочу, но мне что-то мешает, и я не могу это вербализировать, но при этом у меня сковывается тело и вдруг нарастает тревожность и какие-то негативные эмоции, какие-то сны, воспоминания.

Тупики третьей степени: это тупики достаточно глубокого уровня, между «Я» и «Я». Между тем ребенком, который хочет жить, и тем ребенком, которые не знает, как жить. Этот тупик самый травматичный и чаще всего отвечает за сценарий, который ведет к драме в конце.

О жизненном сценарии

Жизненный сценарий — это неосознанный план, который человек продумал в раннем детстве. Одни исследователи говорят, что это происходит до трех лет, в основном психоаналитики, они считают, что к трем годам уже устойчивая внутренняя система, транзактные аналитики говорят о том, что есть точка в 3 года, когда ребенок в первый раз идентифицирует собственное «Я» и отделяется от родителя, перестает говорить о себе в третьем лице; следующий — это 7 лет, это первый социальный кризис, когда дети идут в школу и сталкиваются там либо с тем, что говорили им родители, либо совершенно с противоположным и начинают свое развитие. И следующий кризис — это подростковый возраст, когда ребенок повторяет сценарно все этапы и все свои решения, которые он принимал в детстве.

В основе этих решений лежат родительские установки и предписания о том, как нужно делать, некие шаблоны, стереотипы, предубеждения, то, что родитель велит. И родительские программы. Это то, что родитель демонстрирует своим поведением. Очень часто здесь возникают конфликты, потому что родитель может говорить «Так нехорошо» и при этом демонстрировать на поведенческом, невербальном уровне, что так хорошо. И у ребенка уже возникает пресловутый когнитивный диссонанс.

25% жизненного сценария — подарок от родителей. 25% нам передает социум, который либо подтверждает, либо опровергает то, что нам говорили родители, и снова мы делаем выбор и принимаем свои решения.

О культуральном сценарии

Есть такое понятие, как культуральный родитель. И он в себя включает исторический фон и социокультурный фон — фольклор, легенды, то, что передается из поколения в поколение, шутки, шаблоны о том, что такое хорошо, что такое плохо, ожидания от идеальных мужчин и женщин. Мы можем быть не согласны с культуральным родителем, и это тоже порождает внутренний конфликт.

Если обратиться к фольклору, можно заметить, что найти позитивные посылы там очень сложно. Не потому, что этого нет, а потому что это не популяризируется. В украинском литературе тоже очень много драматизма. И мы можем только фантазировать, что хотел сказать автор. Он хотел показать, что так надо жить или что так не надо жить. Но вопрос в том, как это объясняется. К сожалению, очень мало времени уделялось анализу, нас очень редко спрашивали: «А что ты думаешь по этому поводу? Тебе откликается эта героиня?». Это анализ, которые дает альтернативные варианты выбора. Все просто предлагалось как некая данность, и ты ее впитывал. Если тебе что-то не нравилось, это могло закончиться спором с учителем, то есть плачевно. Эти рамки формировали очень сильное тоннельное мышление.

Моя задача как психоаналитика — изменить сценарий, дать истории счастливый конец.

Сценарный анализ и мини-скрипты

Когда работает сценарный анализ, мы можем переписать любую историю, видоизменить ход событий и изменить финал — так, как бы нам хотелось, чтобы эта история закончилась. И это очень творческая работа. В этом и есть магия психотерапии — когда человек берет и переписывает свою жизнь. Естественно, мы не можем изменить реальный ход и хронологию событий, ни у кого нет волшебной палочки, чтобы сказать «Все было не так». Но мы можем найти варианты для каких-то новых решений. Честно посмотреть и на свою историю и посмотреть, что было сделано, почему так было сделано, возможно, на то время это был лучший выход, но стоит ли его повторять? А как можно было иначе? Мы можем посмотреть на свои убеждения по тому или иному поводу.

Так мы работаем с биографией человека, когда он сначала пишет просто сухие факты: «родился», «в три года выпал зуб», «в четыре года пошел в детский сад», то есть, некая хронология. Дальше идет следующая колонка — мнение и переживания по поводу произошедшего: «это случается с такими людьми, как», «это случилось потому, что». Тут проявляются наши убеждения и мировоззрение, наша личная интерпретация. Следующая колонка — какие чувства меня посещают, когда я смотрю на свою биографию: «я здесь радостный», «я здесь грустный», «здесь я злой», «а здесь у меня вообще сумбур, я не могу объяснить, но чувств много». И четвертая колонка — чего не случилось, чего не произошло, но очень хотелось.

Часто бывает так, что мы смотрим на свою жизнь и видим повторы, в гештальт-терапии это те самые незакрытые гештальты, когда снова и снова повторяются события, потому что чего-то важного не случилось, не удовлетворена какая-то потребность, не сказаны какие-то важные слова. В транзактном анализе это называется мини-скрипты. По сути, маленькие кадры из нашего жизненного сценария. Мини-скрипты повторяются снова и снова, когда мы радостно на что-то включаемся, пытаемся что-то сделать, используя свои личные особенности, свои драйвера, мы врезаемся в какую-то стену, у нас ничего не получается, мы злимся, потом мы грустим, а потом это повторяется по кругу.

Такие циклы есть как в жизни человека, так и в жизни государства. А что такое государство? Государство — это люди, которые живут на одной территории, которые имеют одинаковую культуру, одинаковую историю. И в истории также есть ряд событий, которые повторяются снова и снова, не под копирку, конечно, но в них есть что-то важное. Но Украина как страна не может прийти ко мне на терапию. Я за то, чтобы каждый из нас разрешил себе узнать больше и изменить свою жизнь. Потому что «Не меняй свою жизнь» — один из самых токсичных и тяжелых запретов, которые только могут быть в сценарии человека.

Цель проекта «Философия «Любимые грабли» — не в том, чтобы подчеркнуть красной линией культ страданий, а в том, чтобы показать, с чего все начиналось. Как, имея в основе определенный фольклор, культуру, мы пришли к той точке, в которой находимся сейчас. В любой истории есть как плюсы, так и минусы, как уязвимость, так и сила, на которую можно опираться. Мы не подчеркиваем культ страданий, мы даем варианты выхода.

© Подготовила Оля Полякова

психолог Мария Фабричева рассказывает о философии транзактного анализа
источник: http://womo.ua/magiya-psihoanaliza-kak-perepisat-svoyu-istoriyu/

Comments for this post are closed.

© «Дурашка ты моя»: Механизм обесценивания в системе родительско-детских отношений / WOMO

Психолог Мария Фабричева о тех "дискаунтах", которые родители накладывают на своих детей Источник: http://womo.ua/132315-2/

Штормит: Что происходит с обществом, когда публично вскрываются случаи насилия © zza.delo.ua

Что происходит с нашим обществом и почему нельзя вешать клеймо "сам/сама виноват/а" на человека, пострадавшего от насилия, — объясняет …

«Культ страдания»: Как украинцам перестать быть несчастными © WOMO

© Как украинцам перестать быть несчастными - Объясняет психолог, семейный консультант-медиатор Мария Фабричева - специально для WOMO …