Про Мозг* / статьи, лекции, видео / ®
Структура и функции мозга ®
- Кора: важнейший участок головного мозга. В ней происходит процесс мышления. Кора обрабатывает информацию о том, что мы видим, слышим, нюхаем и чувствуем; когда вы читаете этот текст, вы так же используете кору. Под ней находятся слои, которые имеют дело с более фундаментальными вещами – голодом, жаждой, сексом и эмоциями.
- Префронтальная кора: важный участок головного мозга, примыкающий к коре. Эту область описывают как обитель разума. Если бы у нас в голове был голосок, который включался бы и говорил: «Хм… давай замедлимся и немного подумаем, прежде чем делать это…», он жил бы именно в префронтальной коре. Эта часть мозга отвечает за такие вещи, как заучивание правил, понимание последствий, рабочая память и восприятие эмоций.
- Мозолистое тело: большой пучок волокон, информационная магистраль, соединяющая левое и правое полушария мозга, почти полностью состоит из белого вещества.
- Белое вещество – это миелин, жирное вещество, защищающее нервные клетки.
- Амигдала: следующая не менее важная часть мозга — миндалевидное тело или миндалина (амигдала). Отвечает за интуицию и эмоции (обрабатывает полученный эмоциональный опыт). Миндалевидное тело играет ключевую роль в распознавании эмоций других людей и позволяют расшифровать выражения лица, чтобы мы могли понять, счастливы эти люди, испуганы, сердиты или печальны. Также миндалины выполняют важнейшую роль в эмоциональном реагировании и поведении в стрессовых ситуациях. Нам нужно знать, что чувствуют окружающие, чтобы контролировать наше поведение и понимать, что происходит вокруг. Особенно интересно то, что для правильного распознавания чужих эмоций важно взаимодействие или даже сотрудничество между миндалинами и префронтальной корой головного мозга.
- Гипоталамус: мозговая структура, вместе с таламусом формирующая промежуточный мозг. Он является частью Лимбической Системы и содержит наибольшее разнообразие нейронов во всём головном мозге. Гипоталамус контролирует эндокринную и вегетативную нервную системы организма. Это эндокринная железа, выделяющая гормоны, ответственные за поддержание вида, и регулирующая секрецию гормонов гипофиза. Гипоталамус и гипофиз формируют гипоталамо-гипофизарную систему. Гипоталамус содержит два вида секреторных нейронов: мелкоклеточные (выделяют пептидные гормоны) и крупноклеточные (выделяют нейрогипофизарные гормоны).
-
Гиппокамп: один из важнейших отделов человеческого мозга, тесно связанный с памятью и эмоциями. Он расположен в височной доле (за каждым виском) и сообщается с различными отделами коры головного мозга. Гиппокамп считается основной структурой памяти.
-
Гипофиз: железа внутренней секреции, расположенная у основания головного мозга и оказывающая влияние на рост, развитие, обмен веществ организма.
- нейроны:клетки, ответственные за функции нервной системы.
статьи по теме
Теория модели триединого мозга (Paul D.MacLean) ®
американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean) говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке.
Центральная часть, или ствол мозга — это так называемый древний мозг, мозг рептилий. На него наверх одет средний мозг, старый мозг или лимбическая система; его ещё называют мозгом млекопитающих. И, наконец, сверху собственный мозг человека, точнее, высших приматов, потому что он присутствует не только у человека, но и, например, у шимпанзе. Это неокортекс, или кора головного мозга.
Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.
Средний мозг, лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования , но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции (поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом). Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем (за исключением наиболее просветлённых товарищей), но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.
И наконец, неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я». И неокортекс, это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить.
У человека все три части мозга развиваются и взрослеют именно в таком порядке. Ребёнок приходит в этот мир с уже сформированным древним мозгом, с практически сформированным средним мозгом и с очень «недоделанной» корой больших полушарий. В течение первого года жизни соотношение мозга новорожденного к размеру взрослого возрастает с 64% до 88% , а масса мозга удваивается, к 3 — 4 годам она утраивается.
*теория предложенная МакНилом на сегодняшний день является спорной, а в последние годы поддается критике среди ученных нейробиологов
статьи по теме
_______________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по ТЕМЕ
- Джулия Эндерс. Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами
- Баарс Бернард, Гейдж Николь. Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки
- Майкл Шермер. Тайны мозга. Почему мы во все верим
- Венди Сузуки. Странная девочка, которая влюбилась в мозг
- Джон Готтман. «Эмоциональный интеллект ребенка»
- Джон Арден. «Укрощение амигдалы»
- Эми Бэнкс. «На одной волне»
- М. Фабер. «Как говорить, чтобы подростки слушали»
- Маршалл Розенберг. «Язык жизни»
- А. А. Алексеев. «Мозг и поведение подростка (рациональность против иррациональности)»
- Татьяна Черниговская: Чего мы не знаем о мозге
- Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке
- Черниговская Т.В. «Чеширская улыбка кота Шредингера. Язык и сознание»